1. Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio», что означает сообщение, разъяснение, изложение.
ЮНЕСКО определило информацию как универсальную субстанцию, пронизывающую все сферы человеческой деятельности, служащую проводником знаний и сведений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения.
В ст. 2. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информация определена как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Из этого определения
можно выделить признаки, характеризующие легальную формулу информации.
Первым признаком следует
назвать содержательность. Этот признак проявляется через отождествление
информации со сведениями, которые выступают некими символами лиц, предметов,
фактов, событий, явлений и процессов. Очевидно, что между сведениями и теми
объектами, по поводу которых эти сведения возникли, нет взаимно однозначного
соответствия. Данные сведения выступают лишь обозначением содержания,
полученного из внешнего мира.
Вторым признаком будет
являться независимость формы представления сведений. Он проявляется через
возможность существования сведений о чем-либо в любой воспринимаемой форме:
устной, письменной, визуальной, акустической. Сведения, выраженные в знаках,
обычно называют данными.
В
теории выделяют следующие основные общие признаки информации.
1.
Системность, т. е. информация выступает средством системной организации
материи.
2.
Неисчерпаемость, которая предполагает отсутствие пределов существования
информации.
3.
Массовость, которая означает возможность использования информации
неограниченным количеством пользователей без изменения ее содержания.
4.
Трансформируемость информации - независимость содержания информации от формы
фиксации и способа предъявления.
6.
Универсальность информации - содержание информации может быть в произвольном
объеме о любом событии или действии.
9.
Качество, которое рассматривается как совокупность свойств информации,
характеризующих степень ее соответствия потребностям. К таким свойствам
относятся:
а)
адекватность - соответствие информации тому, что автор вложил в ее содержание;
б)
достоверность - степень соответствия информации объективной реальности;
в)
полнота - достаточность информации для принятия решения;
г)
своевременность - получение информации в сроки, необходимые для принятия
решения;
е)
доступность - мера возможности получить информацию;
ж)
актуальность - степень соответствия информации текущему моменту времени;
з)
ценность - степень важности информации для принятия решений.
Информация в качестве объекта правового
регулирования обладает специфическими особенностями и юридическими свойствами,
которые во многом определяют и отношения, возникающие при ее обращении между
субъектами, и характер их поведения.
В статье 4 Закона
сформулированы принципы правового регулирования отношений в сфере информации,
информационных технологий и защиты информации:
1.
свобода
поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым
законным способом;
2.
установление
ограничений доступа к информации только федеральными законами;
3.
открытость
информации о деятельности государственных органов и органов местного
самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев,
установленных федеральными законами;
4.
равноправие
языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их
эксплуатации;
5.
обеспечение
безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их
эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
6.
достоверность
информации и своевременность ее предоставления;
7.
неприкосновенность
частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения
информации о частной жизни лица без его согласия;
8.
недопустимость
установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения
одних информационных технологий перед другими, если только обязательность
применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации
государственных информационных систем не установлена федеральными законами.
Выделяют следующие свойства
информации как объекта правового регулирования:
- физической неотчуждаемости- информация практически не можетбыть отчуждена от создателя или
иного обладателя, т. е. при передачеинформации другому лицу (лицам) она
по-прежнему остается у первоначального носителя;
- обособляемости - для включения в
оборот информация должна быть овеществлена, т. е. закодирована в виде волн {в
т. ч. звуковых), символов, знаков и т. п. Вследствие этого она обособляется от
создателя(носителя) и существует независимо от него;
- информационной вещи (информационного
объекта)- при овеществлении и включении в оборот информация обычно
закрепляется на каком-то материальном носителе и распространяется с его
помощью;
- тиражируемости (распространяемости)-
информация может тиражироваться и распространяться в неограниченном
количестве экземпляров без изменения ее содержания;
- организационной формы- информация,
находящаяся в обороте, как правило, является документированной, т. е.
существует в виде документа или массива документов;
- экземплярности- информация
распространяется, как правило, не сама по себе, а на материальном носителе,
вследствие чего возможен учет экземпляров информации через учет носителей,
содержащих информацию.
Информация может проявляться в
различных формах . Основными формами информации являются:
- документированная;
- недокументированная.
Документированная информация— это информация, закрепленная на материальном носителе. Понятие
документированной информации (документа) содержится в ст. 2 Закона об
информации и обозначает "зафиксированную на материальном носителе
информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать"
Электронная информация представляет собой
сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах,
представленные в форме, позволяющей провести их непосредственную машинную
обработку.
По роли в правовой системе информация разделяется на правовуюи неправовую.
Нормативная правовая информация создается в порядке правотворческой
деятельности и содержится в нормативных правовых актах..
Ненормативная правовая информация создается, как правило, в порядке
правоприменительной и правоохранительной деятельности. С помощью такой
информации реализуются предписания правовых норм. Эта информация создается в
объекте управления и движется в контуре обратной связи системы правового
управления.
К ненормативной правовой информации
относятся:
1) общая информация о состоянии законности
и правопорядка;
2) информация о гражданско-правовых
отношениях, договорных и иных обязательствах (договоры, соглашения и т.п.
документы);
3) информация, представляющая
административную деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления
по исполнению нормативных предписаний;
4) информация судов и судебных органов
(судебные дела, судебныерешения и т.п.);
5) информация, связанная с раскрытием и
расследованием правонарушений.
По степени доступа информация подразделяется на открытую и
информацию ограниченного доступа, распространение которой возможно в условиях
конфиденциальности или секретности .
Документированная информация может быть
подразделена и на другие виды. Так, ее можно разделить по создателям, по
владельцам, по способам хранения и т. д.
Вопрос 2
Прежде чем перейти к изучению вопросов правового регулирования общественных отношений, связанных с информацией, нужно хорошо исследовать ту сферу, в которой возникают общественные отношения, регулируемые информационным правом или подлежащие такому регулированию, определить состав объектов, которые наличествуют в этой сфере, выявить и установить особенности поведения субъектов, действующих в информационной сфере и участвующих в информационных процессах.
Согласно п. 3.1.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 53114-2008 "Защита информации. Обеспечение информационной безопасности в организации. Основные термины и определения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. N 532-ст) информационная сфера: совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.
В Доктрине информационной безопасности РФ под информационной сферой понимается совокупность информации, объектов информатизации, информационных систем, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», сетей связи, информационных технологий, субъектов, деятельность которых связана с формированием и обработкой информации, развитием и использованием названных технологий, обеспечением информационной безопасности, а также совокупность механизмов регулирования соответствующих общественных отношений.
Информационная сфера рассматривается как сфера правового регулирования информационных отношений с целью выявления роли и места информации в правовой системе, изучения мотивов и оснований производства, преобразования и применения информации разного вида и назначения, исследования особенностей и свойств информации, исследования информационных процессов и возникающих при их исполнении информационных отношений, установления институтов информационного права. Информационную сферу (среду) можно рассматривать как сферу деятельности субъектов, связанную с созданием, преобразованием и потреблением информации. Именно в информационной сфере возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию, при выполнении информационных процессов.
Информационная сфера , исходя из видов и способов представления
информации, особенностей ее преобразования и обращения, может быть
разделена на две части:
- основную часть или часть собственно
обращения информации
- и часть, обеспечивающую обращение
информации.
Каждая из них в свою очередь
подразделяется на области:
- основная часть включает три области:
- Область поиска, получения и потребления
информации
- Область производства и распространения
исходной и производной информации
- Область формирования информационных
ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных
услуг
- обеспечивающая – две:
- Область создания и применения
информационных технологий и средств их обеспечения
- Область создания и применения средств и
механизмов информационной безопасности
Информационные процессы — процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения информации и потребления информации. В результате исполнения информационных процессов осуществляются информационные права и свободы, выполняются обязанности соответствующими структурами производить и вводить в обращение информацию, затрагивающую права и интересы граждан, а также решаются вопросы защиты личности, общества, государства от ложной информации и дезинформации, защиты информации и информационных ресурсов ограниченного доступа от несанкционированного доступа.
Информационные отношения — это те общественные отношения, которые возникают в информационных процессах. Они составляют основной предмет информационного права, предмет его правового регулирования.
Информационная сфера может быть разделена на четыре предметных области:
1) реализации права на поиск, получение, передачу и применение информации;
2) производства, передачи и распространения исходной и производной информации; формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг;
3) создания и применения информационных систем (АИС, БД, баз знаний), других информационно-телекоммуникационных технологий;
4) создания и применения средств и механизмов информационной безопасности.
Каждая предметная область включает в себя непересекающиеся множества элементов:
- информация разного вида, назначения, формы представления;
- информационные процессы производства и обращения информации;
- субъекты — участники и исполнители информационных процессов;
- общественные отношения, возникающие при исполнении информационных процессов, т.е. информационные отношения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий