1.1 Понятие
информации
.
Термин
«информация» происходит от латинского слова «informatio», что означает сообщение, разъяснение,
изложение.
Под словом
«информация» С.И. Ожегов в своем словаре понимает сведения об окружающем мире и
протекающих в нем процессах или сообщения, осведомляющие о положении дел, о
состоянии чего-нибудь.
На уровне синтатики (синтаксический аспект
информации) информация рассматривается как совокупность знаков и отношений
между ними.
На уровне семантики (семантический аспект информации)
информация рассматривается как отношение между знаками и обозначаемыми ими
объектами. Основная идея семантической теории информации состоит в возможности
человека воспринимать и накапливать информацию за счет внешних
источников. Шрейдер поясняет свою теорию на примере восприятия информации человеком:
если, например, источник внешней информации — учебник по теории вероятности, то
школьник младших классов не извлечет из него никакой информации (его начальный
тезаурус для этого недостаточен), школьник старших классов уже извлечет
некоторую информацию, а студент, изучающий этот курс, — максимальную.
Исходя из
семантической теории информации принято выделять два вида информации —
внутреннюю (как характеристику организованности любой системы) и внешнюю (как
средство организации любой системы).
К
семантической относится и нормативно-правовая информация, и информация,
заключенная в текстах официальных документов, т.е. большая часть информации,
участвующей в обороте в правовой сфере.
Термин «информация»
широко используется российским законодателем. Этот термин и его модификации
применяются в федеральных законах «Об информации, информационных технологиях и
защите информации», «О средствах массовой информации», «О государственной поддержке
средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации», во многих
других актах по таким проблемам, как массовая информация, информация,
составляющая государственную, служебную или коммерческую тайну, информация о
гражданах (персональные данные), конфиденциальная информация, реклама,
документированная информация (документ), архивный документ, информационные
ресурсы, архив, библиотека, информационные продукты (продукция), информационные
услуги.
На уровне прагматики (прагматический аспект
информации) информация рассматривается как продукт, создаваемый и используемый
людьми в конкретных обстоятельствах. На прагматическом уровне решаются вопросы
ценности и полезности информации, т. е. ее значение для конкретных лиц и
обществ в целом.
Прагматический
аспект информации, в отличие от синтаксического и семантического, юридически
значим, поскольку именно благо, но не отношения между знаками и обозначаемыми
либо отражаемыми ими объектами есть категория, имманентная понятию объекта
прав.
Таким
образом, информацию следует рассматривать в качестве объекта права в образе
блага, характеризующего ее полезность для участников отношений, урегулированных
правом.
ЮНЕСКО
определило информацию как универсальную субстанцию, пронизывающую все сферы
человеческой деятельности, служащую проводником знаний и сведений, инструментом
общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и
поведения.
В
информационном праве информацию следует определять как основной объект, по поводу
которого или в связи с которым возникают общественные отношения, подлежащие
регулированию правом.
В ст.
2. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»
информация определена как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их
представления.
Информация
может классифицироваться по разным основаниям. В
информационном праве основными критериями, по которым классифицируют
информацию, принято считать два:
1) по
роли, в которой она выступает в правовой системе, — нормативная правовая и
ненормативная правовая информация (которая является объектом правоотношений);
2) по
уровню доступа — информация открытая и ограниченного доступа.
Рассмотрим основные
признаки информации, имеющие универсальный характер и проявляющиеся в
любых формах ее существования.
1. Идеальность
и субстанциональная несамостоятельность информации. Пока информация
находится в памяти человека, она идеальна. В случае же ее переноса на
материальный носитель (на бумагу, в компьютер и т.д.) информация не
материализуется, она остается идеальной для субъектов ее использующих.
Является материальным лишь носитель информации. Несамостоятельность информации
проявляется в невозможности для нее существовать и функционировать без
материального носителя.
2. Неисчерпаемость
информации. Проявляется в том, что информация при ее передаче может
иметь неограниченное число пользователей и при этом оставаться неизменной.
3. Преемственность
информации. Этот признак связан с ее идеальностью и субстанциональной
несамостоятельностью. Преемственность проявляется в том, что всем изменениям
информации сопутствуют изменения в материальных системах, носящие поступательный
характер, что обеспечивает преемственность состояний как на физическом, так и
на информационном уровне.
4. Селективность
информации. Это означает возможность выбора или отбора информации при ее
использовании, накоплении или переработки.
5. Трансформируемостъ информации. Это означает возможность
передавать одно и то же содержание в разной форме и при различных способах
предъявления.
6. Универсальность
информации. Проявляется в том, что ее содержание может быть связано с
любыми явлениями и процессами физической, биологической, социальной реальности.
7. Комплексное
качество информации. Данный признак характеризует соответствие информации потребностям системы по следующим параметрам:
- адекватность — степень соответствия тому содержанию, которое вложил в
информацию ее производитель;
- достоверность — соответствие объективной реальности окружающего мира;
- полнота — достаточность для принятия решения;
- избыточность — повышение достоверности информации, в результате чего она
занимает больший объем;
- доступность — мера возможности получить ту или иную информацию;
- ценность — степень ее важности, необходимости для принятия информационных
решений.
Из
перечисленных признаков информации ученые-юристы выводят те свойства, которые
определяют специфику правового регулирования информационных правоотношений[13].
Из признака
идеальности и субстанциональной несамостоятельности информации вытекает
юридическое свойство, которое заключается в двуединстве информации и материального носителя, на котором она закрепляется.
Из признака
неисчерпаемости информации следует такое юридическое свойство информации,
как бесконечный неисчерпаемый ресурс, ее физическая
неотчуждаемость (знания неотчуждаемы) от создателя, обладателя и потребителя
информации. После передачи информации от одного субъекта к другому одна и та
же информация одновременно принадлежит двум участникам информационных отношений.
Это основное отличие информации от вещи и энергии. Исходя из этого при передаче
информации от одного субъекта к другому процедура отчуждения носителя с
информацией должна сопровождаться передачей прав на ее использование, а
информация должна передаваться вместе с этими правами.
Из
качественных характеристик можно выделить такие свойства, как субъективная
ценность информации, вытекающая из качественной характеристики
информации, т.е. ее значимость для конкретного субъекта в каких-либо
правоотношениях, и нелинейность — отсутствие
зависимости между объемом или количеством информации и процессами, которые
начинают протекать благодаря ее воздействию, т.е. количество информации не
тождественно ее субъективной ценности.
Таким
образом, информация имеет свои, присущие только ей признаки, имеющие важное
значение при правовом регулировании тех общественных отношений, в которых она
выступает как объект права.
2. Структура информационной сферы
Информационная
сфера рассматривается как сфера правового регулирования информационных
отношений с целью выявления роли и места информации в правовой системе,
изучения мотивов и оснований производства, преобразования и применения
информации разного вида и назначения, исследования особенностей и свойств
информации, исследования информационных процессов и возникающих при их
исполнении информационных отношений, установления институтов информационного
права. Информационную сферу (среду) можно
рассматривать как сферу деятельности субъектов, связанную с созданием,
преобразованием и потреблением информации. Именно в информационной сфере
возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию, при
выполнении информационных процессов.
Информационные процессы — процессы
создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения
информации и потребления информации. В результате исполнения информационных
процессов осуществляются информационные права и свободы, выполняются
обязанности соответствующими структурами производить и вводить в обращение
информацию, затрагивающую права и интересы граждан, а также решаются вопросы
защиты личности, общества, государства от ложной информации и дезинформации,
защиты информации и информационных ресурсов ограниченного доступа от
несанкционированного доступа.
Информационные отношения — это
те общественные отношения, которые возникают в информационных процессах. Они
составляют основной предмет информационного права, предмет его правового
регулирования.
Информационная
сфера может быть разделена на четыре предметных области:
1) реализации
права на поиск, получение, передачу и применение информации;
2) производства,
передачи и распространения исходной и производной информации; формирования
информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления
информационных услуг;
3) создания
и применения информационных систем (АИС, БД, баз знаний), других
информационно-телекоммуникационных технологий;
4) создания
и применения средств и механизмов информационной безопасности.
Каждая
предметная область включает в себя непересекающиеся множества элементов:
- информация разного вида, назначения, формы представления;
- информационные процессы производства и обращения информации;
- субъекты — участники и исполнители информационных процессов;
- общественные отношения, возникающие при исполнении информационных
процессов, т.е. информационные отношения.
При
исследовании информационной сферы фиксируются отношения по поводу осуществления
прав, в том числе ограничения прав, выполнения обязанностей, установления
ответственности.
Роль
информации в жизни отдельной личности, общества, государства в различные
исторические этапы развития цивилизации претерпевала значительные качественные изменения,
связанные непосредственно со способами обработки информации. По мнению ученых,
произошло пять информационных революций:
• первая
— началась с изобретения письменности и появления возможности финансировать
знания на материальном носителе и передавать их последующим поколениям;
• вторая
— отмечается с момента изобретения книгопечатания (середина XVI в.), с помощью
которого появилась возможность активнее распространять и тиражировать
информацию;
• третья — вызвана изобретением электричества, благодаря
которому появились телеграф,.
телефон, радио (конец XIX в.),
позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию;
• четвертая
— произошла в середине XX в. и связана с изобретением персонального компьютера, компьютерных
систем, системы передачи данных (информационные коммуникации);
• пятая
— происходит в современную эпоху, когда интенсивно совершенствуются
компьютерная техника и информационные технологии, формируются и развиваются
трансграничные глобальные информационно-телекоммуникационные сети (наиболее
ярким примером служит Интернет).
Таким
образом, в настоящее время происходит дальнейшее развитие общества,
построенного на использовании информации и знаний. Именно такое общество
принято называть информационным.
Ряд
зарубежных ученых (Д. Белл, 3. Бжезинский, О. Тоффлер и др.)
предлагают рассматривать информационное общество как разновидность
постиндустриального общества. Рассматривая общественное развитие как смену
стадий, они связывают становление информационного общества с доминированием
четвертого сектора экономики — информационного, следующего за тремя известными
секторами (сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг). Сторонники
этого учения утверждают, что капитал и труд в качестве основы индустриального
общества уступают место информации и знаниям в информационном обществе.
Предлагаются
различные критерии определения факта перехода общества к информационной стадии.
Одним из критериев может служить процент населения, занятого в сфере услуг.
Если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, то общество
стало информационным. Примечательно, что согласно этому критерию США вступили в
постиндустриальный период своего развития в 1956 г., а информационным
обществом стали в 1974 г.
Информационное
общество и переход к нему характеризуются рядом показателей:
• наличием
и уровнем развития внутреннего информационного рынка, степенью его интеграции
с мировым информационным рынком (уровнем заполнения рынка отечественной информационной продукцией и способностью удовлетворять потребности
граждан в информационной продукции);
• наличием информационной индустрии, ее способностью
производить конкурентоспособную интеллектуальную продукцию
(возможность обеспечивать потребность граждан отечественными и зарубежными
информационными ресурсами);
• развитием информационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность доступа к отечественным и зарубежным информационным ресурсам (характеризует возможность
общества получать новые информационные продукты и повышать участие активной
части населения в интеллектуальной деятельности);
• уровнем
информационного взаимодействия с зарубежными странами, т.е. участием в
международной кооперации и разделении труда в области производства и продажи
интеллектуальных продуктов (характеризует уровень развития отечественной
информационной индустрии и его влияние на мировую экономику).
3. Понятие информационной безопасности
Безопасность определяется как «состояние
защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от
внутренних и внешних угроз». Жизненно важные интересы определяются
как совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает
существование и возможности прогрессивного развития личности, общества,
государства. Угроза безопасности определяется как
совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам
личности, общества, государства. Обеспечение безопасности –
проведение единой государственной политики в этой сфере и система мер
экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных
угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства,
направленных на выявление и предупреждение угроз.
В Концепции национальной безопасности РФ введено
понятие национальных интересов как совокупности
сбалансированных интересов личности, общества и государства. При этом ограничен
перечень областей, национальные интересы в которых определяют предмет
национальной безопасности: в области экономики, в социальной,
внутриполитической, международной, информационной сферах, в области
военной (оборонной), пограничной и экологической безопасности.
Интересы личности определены в Концепции как полное
обеспечение конституционных прав и свобод, личной безопасности, повышение
качества и уровня жизни, физическое, духовное и интеллектуальное развитие.
Интересы общества установлены в упрочении
демократии, создании правового государства, достижении и поддержании
общественного согласия, духовном обновлении России.
Интересы государства состоят в
незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной
целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в
безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии
международного сотрудничества.
В Законе РФ «Об участии в международном информационном обмене» (утратил
силу) информационная безопасность определялась как
состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее
формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций,
государства.
В Доктрине информационной безопасности РФ информационная
безопасность Российской Федерации определяется как состояние
защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся
совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Доктриной
информационной безопасности РФ предусмотрена необходимость разработки основных
направлений государственной политики в данной области, а также мероприятий и
механизмов, связанных с ее реализацией.
В числе первоочередных мер, направленных на
обеспечение информационной безопасности, в Доктрине, в
частности, названы[1]:
· принятие и реализация
федеральных программ, предусматривающих формирование
общедоступных архивов информационных
ресурсов федеральных органов государственной власти и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации;
· повышение правовой культуры и
компьютерной грамотности граждан;
· развитие инфраструктуры единого информационного пространства России;
· создание безопасных
информационных технологий для систем, используемых в процессе реализации жизненно
важных функций общества и
государства.
В качестве некоторых общих методов обеспечения
информационной безопасности Доктриной предполагаются:
· обеспечение технологической
независимости Российской Федерации
в важнейших областях информатизации, телекоммуникации и связи, определяющих ее безопасность, и в
первую очередь, в области
создания специализированной вычислительной техники для образцов вооружения и военной техники;
· законодательное закрепление
приоритета развития национальных сетей связи
и отечественного производства космических спутников связи.
В соответствии с ФЗ «О безопасности» и содержанием Концепции
национальной безопасности РФ под информационной безопасностью будем
понимать состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и
государства в информационной сфере.
В результате
сопоставительного анализа области информационной безопасности информационной
сферы с учетом положений Доктрины информационной безопасности и норм
информационного законодательства в этой области можно выделить три основных направления правовой защиты
объектов в информационной сфере (правового обеспечения информационной
безопасности):
1. Первое направление. Защита чести, достоинства и
деловой репутации граждан и организаций; духовности и интеллектуального уровня
развития личности; нравственных и эстетических идеалов; стабильности и
устойчивого развития общества; информационного суверенитета и целостности
государства от угроз воздействия вредной, опасной, недоброкачественной
информации, недостоверной, ложной информации, дезинформации, от сокрытия
информации об опасности для жизни личности, развития общества и государства, от
нарушения порядка распространения информации (Институт массовой информации.
Институт документированной информации. Нормы УК РФ. Нормы КоАП РФ).
2. Второе направление. Защита информации и
информационных ресурсов прежде всего ограниченного доступа (все виды тайн, в
том числе и личной тайны), а также информационных систем, информационных
технологий, средств связи и телекоммуникаций от угроз несанкционированного и
неправомерного воздействия посторонних лиц (Институт документированной
информации. Институт государственной тайны. Институт коммерческой тайны.
Институт персональных данных. Другие виды тайн. Нормы УК РФ. Нормы КоАП
РФ. Нормы ГК РФ).
3. Третье направление. Защита информационных прав и
свобод личности (право на производство, распространение, поиск, получение,
передачу и использование информации; права на интеллектуальную собственность; права
собственности на информационные ресурсы и на документированную информацию, на
информационные системы и технологии) в информационной сфере в условиях
информатизации (Институт интеллектуальной собственности. Институт
документированной информации. Нормы УК РФ. Нормы КоАП РФ. Нормы ГК РФ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий